Жизнь нас всех потрепала... |
"АлисА": обмен энергией.......С. Зелинский...
"Алиса"... играет музыку динамичную, азартную, взращенную на традициях классического хардрока. Старается превращать свои концерты в запоминающиеся спектакли". А. Алексеев "Ждите сенсаций", "Студенческий меридиан", 1986, № 10 "... я включаю магнитофон и слушаю "Мое поколение" групы "Алиса" - песню, построенную на боли, на нервах, на неприятии того, что мешает мне жить". В.Голованов "Словно рок над этим роком", "Литературная газета" 1986, 15 октября - Перед вами не занято? Садятся на пол. Перед ними садятся еще. На креслах первых двух рядов умещаются по двое, по трое. Зрительный зал бурлит в ожидании, будто подогреваемый снизу. Выходят музыканты в черных футболках с красной надписью, затем темноволосый солист в перчатке без пальцев, застегнутой на запястье значком с надписью "Мир", с длинным шарфом из легкой красной материи. Он приветствует всех - зал взрывается, пар вырывается из котла, пробегает волна в сторону сцены. Когда заканчивается песня, тем, кто остался сидеть, уже ничего не видно. Пространство перед сценой, проходы в зале мгновенно заполняются, как вагон метро в час пик. Но если б в вагоне еще и танцевали, пели, размахивали руками и шарфами, тогда бы только срвнение было до конца верным. "Алису" нельзя слушать сидя. "Алису" ждут. Ловят ее выступления в ленинградских ДК. Пробиваются правдами и неправдами. Каждый концерт "Алисы" вербуют ей новых поклонников. "Алиса" в своем расцвете. Группа Ленинградского рок-клуба под этим названием существует с 1984 года. Нынешний состав сформировался в конце 1985-го. На гитарах играют Петр Самойлов (бас) и Андей Шаталин. На клавишных - Павео Кондратенко. На ударных - Михаил Нефедов. Иногда к ним присоединяется Олег Васильев со своей трубой. Ну и, конечно, Константин Кинчев. Как всякий лидер, уважающий свойх партнеров, он открещивается в разговоре от своего лидерства: "Что ты "Алиса" - это мы все: и те, кто играет, и те, кто обставляет концерты, и даже те "Алиса", кто ходит нас слушать посроянно. Мы многих из них узнаем в лицо". Но все-таки именно его манера петь, сценический облик, его песни делают "Алису" такой, какая она есть. Один из секретов популярности группы - в текстах. Трудно представить себе молодых зрителей, которые раскачивались и пели бы хором: "Динозаврики!.. Диноза-аврики!.." или "Ты кукушка брось куковать!" Это не социально. Отклик в мятущихся душах находят другие слова. На концертах "Алисы" скандируют: "Мы вместе!", " Мое поколение чувствует боль...", "Ваш компромисс не для нас!" Это песни о них, это песни - им. Так считают пришедшие на концерт. - И все-таки, Константин, на выступлениях "Алисы" - от 14 до 30. А твое поколение это кто? - Год моего рождения - 1958-й. И все члены группы примерно того же возраста. Но мы считаем, что "наше поколение" шире: это те, кто молод сейчас, был молод в конце семидесятых - начале восьмидесятых. - И в чем особенность этого поколения? - В том что оно росло в духовной блокаде. Если хочешь, назови это в своем интервью отсутствием гласности. Сегодня публbкуют то, что не публиковалось, снимают с запылившихся полок и показывают "запретные" фильмы. И то, что наш "непрофессиональный" рок вырвался к широкой аудитории - это все моменты одного процесса. О чем петь, как не об этом, о том, что надо быть собой, не озираясь в страхе - "как бы чего не вышло". Я знаю людей разного возраста, у которых воинствующий нонконформизм "Алисы" вызывает искреннее возмущение: "Музыканты кривляются... Одеты не так... Ведут себя вызывающе..." Действительно, шоу, которое пытается разыграть на сцене группа, обычно заранее не продумывается в деталях, дейсвительно развивается спонтанно, интуитивно и всегда вырывается за рамки стереотипов. А стереотипы бывают разные - хорошие и дурные, и отношение к ломке стереотипов тоже бывает разное.. Но - "Быть живым - мое ремесло. Это дерзасть, но это в крови!" - поет Кинчев и его слова подхватывают. - Есть мнение, что рок - музыка обращена к примитивным, "низменным" чувствам аудитории... - На все сто не согласен. Прыгать, размахивать руками, кричать - это не низко. Это весело. На любом массовом празднике, народном гулянии, если взгянуть со стороны, только этим и занимаются. Все можно свести к абсурду, все выругать! - Понимаешь, - говорит Константин, - есть такое слово - "завести" аудиторию. Мне нравится оно. Но то хорошее, что за ним стоит, - это цель каждого нашего выступления. Я бы назвал это состояние праздника. На удавшихся концертах происходит колоссальный обмен энергией. С первых аккордов, первых слов пытаешся выложиться до конца. Мы выплескиваемся в зал. Если идет ответная волна энергии, если зал поднимается, то мы тоже заряжаемся то этого импульса. На этом все держится. И кто тут "заводит", трудно сказать. Если мы сыграем вяло - нам не ответят. И наоборот. А если нет единения со зрителями, нет этого праздника, то не спасут ни ритм, ни мощность звука, ни текст. С нами такое случалось. "Энергия" - название первого, и единственного пока, любиьельского альбома, который записала "Алиса" в студии Ленинградского рок-клуба. Когда Кинчев на сцене, энергия гнет его, распрямляет, делает еще выше, тоньше и злее. Энергия поднимает зал с кресел и начинается многоваттный, с одной стороны, и многоголосый, с другой, диалог. Кинчев жадно вглядывается в зал, поворачивает к нему ухо, он чутко и нервно ищет контакт... - Ну, а что дальше? Кажется порой, что "Алиса" на таком пике, от которого один путь - вниз! - Нет! Задумок много. Сегодняшняя программа доигрывается. Мы собираемся сделать перерыв в выступлениях, чтобы к новому смотру-конкурсу самодеятельных рок-групп Ленинграда выйти с новой программой. Думаем о втором альбоме. У нас все впереди! Для любителей группы сообщаем, что недавно на "Ленфильме" завершилась работа над кинокартиной " Взломщик", где в одной из ролей снимался Константин Кинчев. А несколько песен в исполнении "Алисы" использованы авторами фильма в качестве музыкальных иллюстрации. "Взломщик".......Кинокритик Лидия Польская - "Спутник кинозрителя", 1987, № 10... "Взломщик" - "Ленфильм", цветной Автор сценария - Валерий Приемыхов Режиссер - Валерий Огородников Оператор - Валерий Миронов В ролях: Олег Елыкомов, Константин Кинчев, Юрий Цапник, Светлана Гайтан, Полина Петренко Многие годы - начиная с выхода на экраны фильма "Доживем до понедельника " - мы были уверены в том, что в разговоре с молодыми и о молодых планка поднята на рекордную высоту: откровенность, расчет на взаимное понимание, признание права на самостоятельное мнение и самостоятельный поступок - ну, кажется, все учли сценаристы и режиссеры, все рассчитали. Но при этом подростки не очень-то ходили на эти фильмы, не было видно у кинотеатров тех очередей, какие выстроились нынешней весной, когда вышел на экраны документальный фильм Юриса Пендиекса "Легко ли быть молодым?". Не исключено, что с него придется отчитывать новую эпоху кинематографа для подростков. Но, видимо, необходимость не просто откровенного, а порой и жеского разговора о молодых почувствовал не только латышский документалист. Одновременно в Ленинграде дебютант Валерий Огородников снимал свою картину "Взломщик", не менее яростную, открытую и драматичную. В последнее время подростки из разных "неформальных" групп получили возможность высказаться в прессе. Мы узнали, чего они хотят и от чего отказываются, что защищают и мимо чего проходят совершенно равнодушно. Наверное, они высказались еще не полностью, многое осталось потаенным. Но ясно, что хотят общения без нотаций и заигрывания со стороны взрослых. Они хотят отстоять свое право на тот способ жизни, который кажется им единственно приемлемым. " Горячатся!" - может воскликнуть любой из нас, поднабравшийся жизненного опыта. Да, может быть, и горячатся, но тем не менее их право на свои ценности должно быть признано. Обо всем этом - фильм "Взломщик". Предрекать зрительский успех фильма - поступок опрометчивый. Но все же рискну предположить, что на "Взломщика" подростки пойдут. Не думаю, что потянет их туда стремление "перевоспитаться" ( на что так долго и упорно уповали создатели фильма и критики), скорее, поведет их любопытсво - все же в первый раз увидят себя в художественном фильме именно такими какие есть в реальности. Да-да, вот они стоят раскрашенные, с выстриженными клочьями волос, в немыслимых заклепках, в черной коже - стайкой сбились на улице, заставляя шарахаться прохожих и вызывая в некоторых из них не только безотченый страх, но и желание наказать. Фильм ценен прежде всего тем, что режиссер подобных чувств не разделяет и не испытывает. Быть может, в силу собственного возреста он понимает: то, что так экстравагантно вылезает наружу, не есть сущность, нутро и жизнь их, дейсвительно, не так уж легка и безумна. Об этом фильм. Его главные герои - два брата, один из которых достаточно взрослый, прорывающийся - и с успехом - в кумиры певцов рок-музыки, а другой всего лишь семиклассник, восторженно глядящий на старшего. Запущенный дом, в котором опустившийся, по-люмпенски беззаботный отец распевает со своими дружками, перестал быть домом для обоих. Мать умерла. Они вышвырнуты на улицу, и она диктует им способ жизни. И если старший уже акклиматизировался, нащупал свой путь, то младший еще только-только начинает понимать что к чему. Им движут чувства самые простые и естественные: потеряв мать, не найдя отца в отце, он пытается прилепиться к брату, к его взрослой и пока не понятной жизни. И все поступки дектует ему чувство: он гордо оглядывает орущий зал, "заведенный" братом Костей с эстрады, он скучая сидит на репетициях духовного оркестра - по малости лет ему доступа в рок группу, наверное, еще нет, но брат - музыкант, и он хочет хоть как-то походить на Константина. Многое маленький Семен угадывает. Многое в силу своей наивности верно чувствует. Он смотрит на мир распахнутыми глазами, впитывает в себя все, что происходит вокруг, но его ранее одиночесво уже грозит быть пожизненным. Собственно, и старший брат чувствует себя не менее одиноким. Что же касается интригующего названия, которое пристало скорее детективу, то в сюжете оно отыгрывается едва ли не в последних эпизодах и ничего детективного не содержит. Возможно, что зритель создает свою собственную легенду о картине и, передавая по цепочке мнение о ней, на первое место выдвинет музыку, которой щедро насыщен фильм, и участие в нем Константина Кинчева (в роли своего тески) - руководителя популярного рок-ансамбля "Алиса". Но, впрочем, пока это все предположения человека, давно вышедшего из возраста поклонников рока и передившего свое увлечение им во времена владычества группы "Битлз". Старикам положено вздыхать: "Новое время - новые песни". Главное же, чтобы молодые узнали свои песни, а "старики" разных поколений - не запрещали им соченять их и петь. Стереотип со взломом......А. Блудышев - "Ленинская смена", 25.10.1987... Валерий Огородников, режиссер-постановщик фильма "Взломщик": "Работа трудная и необычная. В фильме много фрагментов выступлений популярных молодежных рок-групп. таких, как "Алиса", "Аукцион", "Кофе", "Присутствие". Но я не дока в современной музыке и совсем не собирался делать фильм о музыкантах. Просто хотелось повнимательнее присмотреться к молодежи и ее кумирам, к приметам современной городской культуры, к стилю жизни и общения молодых. С чем они не согласны, с кем воюют, что любят, почему хотят от всех отличаться,что для них действительно свято? Вы это знаете? Я вот не берусь точно ответить на эти вопросы. К сожелению, получилось так, что жизнь наших подростков, формально заорганизованная школой и комсомолом, на самом деле идет самотеком. По сути, взрослым неинтересны и не понятны их дела и пристрастья. А понять их нужно обязательно и поскорее. Ведь через десять-пятнадцать лет эти ребята, которые кому-то кажутся сегоня инфантильными, вздорными и циничными, будут решать сложные проблемы времени. Долгие годы мы говорили с экрана, да и в жизни, о псевдопроблемах, забывая за ними о насущных, реальных делах и заботах. В результате и оказался запущенным, духовно беспризорным молодой народ... |